Традиция дарить букеты пришла к нам вместе с принятием христианства. До этого на Руси не принято было украшать дом срезанными цветами, так как считалось, что они несут в себе негативную энергетику. Именно византийские жрецы познакомили наших предков с этим обычаем. Цветочными венками стали чествовать победителей и почитаемых людей, они стали традиционным украшением и оберегом славян. Девушки использовали их во время гаданий на суженого, считалось, что венок защищает от сглаза и дурных мыслей. В Индии венки до сих пор преподносят человеку в знак признательности и уважения.
Европейские традиции
Прошло какое-то время, прежде чем цветочные композиции в форме венка сменили более знакомые нам букеты. Само слово «bouquet» происходит из французского языка и переводится как «связка срезанных цветов». В Европе массово дарить букеты начали в XIV-XV веке. Изначально ароматными композициями из гвоздик, жасмина, фиалок и сирени украшали поместья богатых вельмож. Растения ставили в вазу и носили на одежде в качестве бутоньерок. Насыщенный аромат цветка для наших предков был важнее его формы или яркого оттенка.
Триста лет спустя в букетах стали использовать растения ярких цветов: роз, пионов, лилий. Их дарили на торжество (в качестве самостоятельных даров или приложений к основному подарку), цветами украшали интерьер помещений, без них не обходилось ни одно торжественное мероприятие. Букеты стали более гармоничными, цветы подбирали по оттенкам, дополняли листьями и зеленью. В Европе в XVIII веке считалось неприличным прийти на праздник без цветов.
Флористика в европейских странах ограничивалось тремя видами цветочных композиций:
- Виктория – круглый букет с бутонами в виде колец.
- Помпадур – букет с вертикальным расположением цветов.
- Бидермейер – роскошная выпуклая композиция, декорированная кружевами и бархатом.
Цветы в Древней Руси
Наши предки наделяли каждый цветок собственной символикой, поэтому тщательно подбирали растения для подарочной композиции или украшения жилья. Люди верили, что свежие цветы несут в дом позитивную энергетику, которая меняется на противоположную после их увядания. Поэтому они не допускали, чтобы в вазе стояли даже немного увядшие растения. Если букет терял первозданный вид – он тут же выносился из дома.
Плохим знаком на Руси считали сухие цветы. Их нельзя было поднимать на дороге, срывать или приносить в дом. Со временем эти предрассудки забылись и сухоцветы стали использовать для украшения помещений и создания оригинальных японских композиций – икебана.
Именно в Древней Руси зародилась традиция дарить в букете нечетное количество цветов. Нумерологи утверждают, что нечетное число означает движение, жизнь, незавершенность. Считалось, что в цветочной композиции нет ничего случайного: и сочетание, и цвет и количество цветов несут в себе определенный смысл, хотя и подбирался букет интуитивно. Не зря считалось, что жених должен собственноручно выбрать невесте букет, вкладывая пожелание в каждый цветок. Невеста не выпускала цветы из рук на протяжении всего празднования, впитывая послание своего мужа и настраиваясь на его желания.
Цветы считались главным атрибутом древнеславянского праздника – Зеленые Святки. Он символизирует переход от зимы к лету и ознаменует начало полевых работ. Славяне приносили в дом березовые веточки и собранные букеты, которые высушивались и хранились в укромном месте целый год.
Привычные для нас крупные декоративные букеты появились в наших регионах только в XIX веке. Это были традиционные композиции в викторианском стиле или в стиле помпадур. Цветы формировали концентрическими кругами, украшали кружевной салфеткой или ставили в вазу. В почете всегда были сезонные растения: весной – тюльпаны и нарциссы, летом – розы, а осенью – хризантемы. Профессиональные флористы были в дефиците, поэтому люди составляли композиции самостоятельно, ориентируясь на символику и внешний вид цветов.